Вход

логин

пароль

Регистрация

Ник

логин
действующий email

пароль
не менее 5 символов

подтверждение пароля

цифры с картинки


сменить цифры
fin
ИСКАТЬ
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии.

Информация о Финляндии » Общая информация о Финляндии »

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии

Малый и средний бизнес играет важную роль в социальной и экономической жизни Финляндии. Из общего числа зарегистрированных предприятий в стране более 90% относится к категории малых и средних предприятий (МСП). Их суммарный годовой оборот составляет 52% от общего оборота всех компаний, а доля в производстве ВВП — 50%. На них занято 50% всех работающих, и ежегодно с их помощью создается до 60% новых рабочих мест. Доля МСП в финском экспорте составляет 17% и растет более быстрыми темпами, чем у крупных компаний. Объем инвестиций в НИОКР у этой категории предприятий составляет 12%.

Приоритетной поддержкой в Финляндии пользуются МСП в сфере наукоемких технологий. Правительством страны выбрано несколько основных научно-технических направлений, в которых Финляндия может реально претендовать на мировое лидерство: электроника, информационные технологии и телекоммуникации, химия, биотехнологии, лесо- и металлообработка, энергетика, судостроение.

Поддержка малого и среднего бизнеса в Финляндии осуществляется на четырех уровнях: международном (ЕС), национальном, региональном и местном уровнях.

На национальном уровне за разработку и реализацию истемы поддержки МСП отвечает Министерство торговли и промышленности Финляндии (www.ktm.fi). В ведении Министерства торговли и промышленности(МТП) находится деятельность ряда ведомств, участвующих в поддержке МСП: гарантийного фонда ИННВЕРА (www.finnvera.fi) — государственной компании по пециальному финансированию, ТЕКЕС (www.tekes.fi) государственного центра технологиеского развития, государственной инвестиционной компании Инвестиции финской промышленности»(www.industryinvestment.com), ФИНПРО(www.finpro.fi) — Ассоциации внешней торговли, региональных Центров занятости и экономического развития (ТЕ-центры, www.te-keskus.fi). Кроме того, в деятельности по оказанию услуг МСП на национальном уровне принимают участие практически все финские министерства, в первую очередь Министерство труда и социальных вопросов (www.mol.fi), Министерство сельского и лесного хозяйства (www.mmm.fi), Министерство иностранных дел (www.formin.fi), Министерство образования (www.minedu.fi).

К концу 1990-х гг. в Финляндии под руководством и управлением МТП была сформирована так называемая «группа семи» — специализированных компаний по поддержке МСП, в которую, кроме перечисленных, входят организация «Инвестируй в Финляндию» (www.investinfinland.fi) и Национальный фонд исследований и развития «СИТРА» (www.sitra.fi), деятельность которого курирует Парламент Финляндии.

Основную роль в работе по координации государственной поддержки МСП на региональном и местном уровнях, в которой принимают участие 9 финских министерств и Ассоциация региональных советов Финляндии, также играет Министерство торговли и промышленности, через подведомственные ему Центры занятости и экономического развития (TE-центры, всего 15 центров на территории Финляндии) и региональные отделения Государственной специализированной финансовой компании "ФИННВЕРА».

Основополагающим документом в области поддержки МСП является разработанная МТП «Национальная промышленная стратегия Финляндии». В нем особо подчеркивается, что проблема финансирования является одной из самых сложных для предприятий малого и среднего бизнеса, а также то обстоятельство, что возможность облегченного доступа к финансированию может стать ключевым фактором в развитии этих предприятий.

Объем государственной финансовой помощи МСП зависит от нахождения предприятия в одной из трех «зон развития» (assisted area), на которые условно разделена Финляндия, и может составлять в процентах от полной стоимости необходимых затрат соответственно:

  • зона развития I (Северные территории) — 30%;
  • зона развития II (Восточные территории) — 24%;
  • зона развития III (Южные территории) — 15%.

Особое значение в системе поддержки малых и средних предприятий имеет реализуемый в Финляндии комплекс мер, направленных на создание для них особого благоприятного режима в ряде отраслей и сфер производства путем предоставления налоговых, таможенных и тарифных льгот, в частности:

  • налоговых льгот, предоставляемых для содействия развития строительной промышленности металлопромышленности;
  • налоговых льгот судовладельцам;
  • возврата импортной пошлины (в случае, если мпортированные товары используются в производстве экспортных);
  • освобождения от внесения уравнительных платежей;
  • освобождения от уплаты НДС по экспорту (это оложение распространяется и на импорт товаров, используемых в производстве экспортной продукции);
  • системы выравнивания цен на сырье для пищевой промышленности;
    дотаций отечественным экспортерам сельскохозяйственной продукции;
  • снижения транспортных тарифов;
  • выравнивания фрахтовых ставок;
  • региональных транспортных субсидий (предназначеных для стимулирования перевозок через порты северной Финляндии и Сайменского канала).

Многолетний опыт Финляндии в сфере государственной поддержки МСП на различных уровнях вертикали власти мог бы быть применим и в Российской Федерации, где малые и средние предприятия могут в значительной мере способствовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест. В этом отношении внимания заслуживают финские наработки по следующим направлениям:

  • созданию кредитных кооперативов, других не анковских государственных кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе редства под инвестиционные проекты субъектам малого предпринимательства;
  • разработке действенного механизма государственных гарантий, обеспечивающих разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями; развитию венчурного финансирования инновационных проектов малого предпринимательства;
  • эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития системы малого предпринимательства;
  • совершенствованию информационной поддержки;
  • созданию и обеспечению доступа к государственным органам поддержки МСП в режиме реального времени через интернет-порталы и осуществлению «обратной связи» МСП с государственными организациями;
  • проведению активной антимонопольной политики и пресечению недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
  • осуществлению правового регулирования преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не подзаконных актах.

3.33

Комментарии:

Комментариев пока нет

Информация о Финляндии Каталог Товары и услуги Контакты Обратная связь